Февраль 1801 года.
Шел третий год войны коалиции государств Великобритании, Австрии, России, Неаполитанского королевства и Османской империи против Наполеоновской Франции.
В самом начале войны французы проиграли сражение при Абукире у берегов Алжира, в котором потеряли одиннадцать линейных кораблей и два фрегата.
Сражение при Абукире 1-2 августа 1798
Несмотря на такое тяжелое поражение французский флот действовал и продолжал выполнять свои задачи, в т.ч. и по поддержке французских войск на севере Африки.
13 февраля 1801 года из Рошфора в Александрию вышел французский 44-пушечный фрегат «Africaine», под командованием капитана Мадженти.
Технический рисунок фрегата «Africaine» на основе чертежей корабля
Целевой маршрут фрегата «Africaine»
Фрегат должен был доставить французских солдат в Египет, поэтому помимо 315 человек команды, на его борту находились 400 гвардейцев дивизии Сонье.
«Africaine» был довольно новым фрегатом, спущенным на воду в 1798 году. Длина корабля составляла 47,8 м (157 футов), а ширина 11,9 м (39 футов). Вооружение состояло из 44 пушек.
19 февраля 1801 года, пройдя Гибралтар, примерно в шести милях (9,7 км) к востоку от него, у берегов Сеуты, «Africaine» заметил парус.
Место события
Судном оказался британский 46-пушечный британский фрегат «Phoebe».
«Phoebe» был на три года старше своего визави, но отличался хорошей скоростью. На то время он мог давать до 13 узлов (24 км/ч; 15 миль/ч). Размеры корабля были несколько меньше чем у противника. Экипаж корабля составлял 264 человека.
Длина: 142 фута 9 дюймов (43,5 м), против 157 футов, (47,8 м) у «Africaine».
Ширина: 38 футов 3 дюйма (11,7 м), против 39 футов (11,9 м) у «Africaine».
А вот в вооружении разница была в пользу британцев использующих карронады.
Как видим вес бортового залпа французского фрегата составлял 315 фунтов на каждую сторону, против 439 у британцев.
Прибавим сюда наличие на борту «Africaine» 400 гвардейцев, которые прибавляли как минимум 40 тонн веса кораблю. «И это если они шли без боеприпасов» (комментарий автора). Получаем не совсем выгодную ситуацию для французского фрегата. В итоге Маженди (капитан «Africaine») принял решение уходить от столкновения.
«Phoebe», находившийся на ветре начал преследование «Africaine» и в течение двух с половиной часов смог приблизиться на расстояние огня. Причем это произошло как раз на закате, поскольку солнце в этих широтах в феврале садится ± в 19:30.
Бой длился приблизительно два часа до 21:30, в результате чего «Africaine» получил более 340 попаданий. Исходя из этих цифр можем попробовать посчитать скорострельность «Phoebe»: 340 ядер / 23 орудия одного рабочего борта = около 15 залпов. Если разделить два часа на 15 залпов, получим скорострельность британских моряков равную 1 залпу раз в 8 минут.
Бой «Phoebe» (слева) и «Africaine» (справа)
Комментарий автора:
«Мне пока не с чем сравнивать, но это расчет с учетом того, что 340 выпущенных ядер = 340 попавшим в цель, а это не реально. Соответственно расчет заранее завышен. Бой шел явно на ближней дистанции учитывая повреждения француза, но все же уверен, что на 340 попаданий было выпущено большее количество ядер. Соответственно 8-минутное время перезарядки либо поворота другим бортом еще сокращается, что мне представляется мало вероятным для того времени.
Если у кого то есть информация о скорострельности орудий того времени, поделитесь в комментариях»
Понеся значительные потери «Africaine» спустил флаг. После того как британцы поднялись на борт французы сообщили, что они потеряли 200 человек убитыми, включая начальника сухопутной дивизии Сонье и двух армейских капитанов. 143 человека было ранено, в том числе капитан фрегата Мажанди, который был ранен дважды. Тяжелые потери были результатом того, что французские солдаты пытались вести ружейный огонь столпившись на верхней палубе, что в темноте было практически бесполезно. Перевод причины таких действий в источнике звучит как: «Войска отказались укрыться под палубой из-за ошибочной доблести». Я не стал ничего корректировать, поскольку перевод довольно ясно отображает суть.
«Phoebe» потерял одного человека убитым и 12 ранеными. Его мачты, паруса и такелаж так же были сильно повреждены, но он смог доковылять в Порт-Махон. Слабый ветер привел к тому, что путешествие с еще более сильно поврежденным «Africaine» заняло две недели.
Маршрут «Phoebe» и «Africaine» после боя
Британцы взяли на вооружение «Africaine» под его существующим именем.
Капитан «Phoebe» Барлоу за этот бой получил рыцарское звание. Первый лейтенант, Джон Вентворт Холланд, который был ранен, получил повышение до командира.
Мой вывод: Думаю, главную роль в бое сыграли британские карронады, которые скорее всего били картечью по верхним палубам «Africaine» с короткой дистанции. Отсюда и такое безумное количество потерь и повреждений. Если считать повреждения от картечи за пробоину, рисуется совсем другая математика по скорострельности приведенная выше. Но опять же я отталкиваюсь от тех цифр, которые имею в наличии.
Более подробно о предыдущей и последующей судьбе обоих фрегатов вы можете узнать по ссылкам:
История фрегата «Africaine»
История фрегата «Phoebe»
Материал взят из Энциклопедия парусных кораблей XV-XIX веков
Два сына, саршему 8, младшему 5. У младшего проблема с двумя буквами Ж и З - в словах понятно, а по отдельности не всегда поймешь где какая.
Стали они играть в морской бой. Младший: Ж-З 6.
Старший: Чего?
Младший: Ж-З 6.
Старший: Я ничего не понимаю! Давай ты будешь говорить словами: заяц, жук...
Младший: Жаяц 6!